Библиотека Электронных документов в помощь коллегам и читателям

14 декабря 2011 г.

Почитаем...Обсудим...Поспорим...


Если Вам интересно стороннее мнение о книгах, так скажем доморощенные рецензии, прощу всех сюда. 
Вы также можете оставить собственное мнение, опубликовав его в комментариях.


"Жизнь Антона Чехова" Дональд Рейфилд


 

Книга представляет составленную в хронологическом порядке подробную о п и с ь того, чем занимался, где находился, с кем встречался, кому писал Антон Павлович Чехов, а также члены его большой семьи, возлюбленные подруги, близкие друзья. Попутно дается сугубо лапидарная характеристика произведений, созданных писателем в обозреваемый период, и реакция на них публики.
Чтение довольно монотонное, но в то же время затягивающее, ты попадаешь в поток чужой, интересной тебе жизни и плывешь в нем, плывешь, выбившись на время из потока жизни собственной. 
Особые пометки – не рекомендовал бы монографию Рейфилда людям, склонным к депрессии и чувствительным к чужому страданию, с какого-то момента эта летопись превращается в хронику умирания главного героя.
Чехов со страниц книги предстает человеком в первую голову д е я т е л ь н ы м, ему мало литературы и врачевания, он в одиночку совершает грандиозное путешествие на Сахалин, итогом которого станет книга о незавидной участи каторжан и надзирателей, он постоянно о ком-то хлопочет, кого-то куда-то устраивает, что-то организует, непрерывно строит школы и дома, тушит пожары, проводит переписи населения, занимается садоводством, собирает деньги в помощь, редактирует и устраивает в печать чужие рукописи, посылает книги в Таганрогскую библиотеку и т.д. и т.п.
Не терпел несправедливости, об этом обязательно нужно сказать.
Чего-то скандального я в творении Рейфилда не усмотрел, что же до посещения Чеховым борделей, то не вижу в том ничего предосудительного или с чем-то несовместимого, молодой, свободный от супружеских обязательств человек – с какой стати?
Бурная, наполненная трудами, весельем и страданьями жизнь.
Общее впечатление от книги – она написана с позиции стороннего наблюдателя, автор как бы говорит – вот так было, а выводы делайте сами. Я бы рассматривал её как некое пособие, «дополнительную литературу по теме», если прочесть только её, то адекватное представление о личности Чехова составить, на мой взгляд, трудно.
Две цитаты, показавшиеся любопытными.
«Торжественный обед в честь тридцатипятилетия отмены крепостного права… не вызвал у Чехова ничего, кроме раздражения: «Обедать, пить шампанское, галдеть, говорить речи на тему о народном сознании, о народной совести, свободе и т.п. в то время, когда кругом стола снуют рабы во фраках, те же крепостные, и на улице, на морозе ждут кучера, – это значит лгать Святому Духу».
«Несколько недель спустя Антон делился воспоминаниями об этом визите (Льва Толстого к нему в больницу) с Меньшиковым: «Говорили о бессмертии. Он признает бессмертие в кантовском вкусе; полагает, что все мы (люди и животные) будем жить в начале (разум, любовь), сущность и цели которого для нас составляют тайну. Мне же всё это начало или сила представляется в виде бесформенной студенистой массы; мое я – моя индивидуальность, моё сознание сольются с этой массой – такое бессмертие мне не нужно, я не понимаю его, и Лев Николаевич удивляется, что я не понимаю».

Источник: http://chto-chitat.livejournal.com/8346477.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий