Библиотека Электронных документов в помощь коллегам и читателям

10 июня 2020 г.











№1

5 известных книг, 
которые писались в годы эпидемий. 
Подборка от "Российского учебника"




"Горе от ума"


В апреле 1818 года Александра Грибоедова назначили секретарем русской миссии в Персии. С тех пор он стал кочевать по Востоку — жил и работал в Тифлисе, Тегеране и Тебризе. А его спутниками стали эпидемии тифа, холеры, чумы, которые то и дело вспыхивали на фронтах Кавказской войны среди пленных и раненых. В 1819 году Грибоедов попал в карантин в крепости Ананури.

🖋 Вползываем в странноприимную хату, где действительно очень странно принимают. Холод, спрашиваем дров. Нет, а кругом лес. <…> Наконец, является маленький, глупенький доктор, с хлыстиком, вертится на одной ножке и объявляет, что мы в «политическом госпитале»… что нашу комнату иногда заливает вода по колена, что срок сиденья зависит от комиссара. Докторишка исчез, и я от угара проболел 24 часа. Явился комиссар, как смерть курносый.
Александр Грибоедов. «Путевые записки», 29 ноября 1819 года

Над своей самой известной комедией он начал работать в 1822 году в Тифлисе, Грибоедов тогда стал чиновником при дипломатической части генерала Алексея Ермолова. Вечерами продумывал характеры, написал первые два действия пьесы. Но в конце года вновь разбушевалась эпидемия, от которой умер верный слуга писателя Амлих.

🖋 Это было во время Рамазана, и после, с тех пор, налегла на меня необъяснимая мрачность. Алексей Петрович смеялся, другие тоже, и напрасно. Пожалей обо мне, добрый мой друг! помяни Амлиха, верного моего спутника в течение 15 лет. Его уже нет на свете. Потом Щербаков приехал из Персии и страдал на руках у меня; вышел я на несколько часов, вернулся, его уже в гроб клали. Кого еще скосит смерть из приятелей и знакомых? А весною, конечно, привлечется сюда cholera morbus, которую прошлого года зимний холод остановил на нашей границе.
Александр Грибоедов — Вильгельму Кюхельбекеру, конец января 1823 года.





В феврале 1823 года Грибоедов получил отпуск и уехал из Тифлиса в Москву. С июля по сентябрь в поместье друга Степана Бегичева в Тульской губернии он дописал первый вариант комедии «Горе уму». Законченный вид и название «Горе от ума» его сочинение приобрело в 1824 году.

Несмотря на запреты ставить пьесу в театрах Москвы и Петербурга, писатель увидел ее на сцене при жизни. В октябре 1827 года офицеры Кавказского корпуса показали спектакль «Горе от ума» в честь взятия Эриванской крепости.

За пять месяцев до трагической смерти в январе 1828 года Грибоедов тяжело переболел малярией — очередная эпидемия чуть не сорвала его женитьбу на Нине Чавчавадзе.

🖋Вчера я думал, что в промежутке двух пароксизмов мне удастся жениться без припадка болезни. Но ошибся: в самое то время, как мне одеваться к венцу, меня бросило в такой жар, что хоть отказаться совсем, а когда венчали, то я едва на ногах стоял.
Александр Грибоедов — Ивану Паскевичу, 23 августа 1828 года


Источник: https://www.culture.ru/materials/255644/5-izvestnykh-..

Комментариев нет:

Отправить комментарий